Белгородская область Грайворонский городской округ
Ваше мнение
Нужно ли сохранять традиционную народную культуру?
  • Да, нужно
  • Нет, не нужно
  • Затрудняюсь ответить
Фольклорные песни Белгородчины

1.В записях представлены русские народные песни и инструментальные наигрыши в исполнении народных певцов и музыкантов из двух сел южной России. Одно село, Репинка, расположено в лесостепной полосе, на самой границе Белгородской области с Воронежской, на полпути между старинными русскими городами Острогожском и Алексеевкой. 

Народный хор с. Репинка Белгородской области (запись 1975г.)

2. Поют и играют народные исполнители:
Народный хор колхоза "Рассвет", с. Афанасьевка и Е. Сапрыкин (жалейка)
Песни и наигрыши Белгородской области 1969г.

3. Традиционная свадьба Южной России. Женский вокальный ансамбль сел Больше-Быково и Большое Красногвардейского и Алексеевского районов Белгородской области 1983г.

4. В записях представлены народные песни в исполнении двух народных вокальных ансамблей Белгородской области — из села Больше-Быково Красногвардейского района и из села Шелаево Валуйского района. Несмотря на то, что эти села расположены относительно недалеко одно от другого, песенные их традиции заметно различаются как в отношении репертуара, так и по характеру интерпретации исполняемых песен.
   Поют народные исполнители села Больше-Быково и села Шелаево Белгородской области 1977 г.

5. Музыка / Народная музыка » Хор села Фощеватово Белгородской обл. Кругозор, №9, 1971г.

Старые песни на старый лад. Село Фащеватое встретило нас высоко стоявшим солнцем и тракторным гулом. На току работали. Первые рукопожатия, знакомства. Не по-городскому спокойные, собранные люди. «Наш хор! Наш хор!» — восторженно звучало у многих, с кем нам пришлось познакомиться, прежде чем мы увидели самих хористов. Четыре часа автобус ездил по полям, собирая участников хора. Ждать, спасаясь от палящего солнца, пришлось в клубе. В середине рабочего дня, смахнув земляную пыль и надев нарядные костюмы старой работы, собрался фащеватовский фольклорный хор. Мы вышли к большому пруду с покатыми берегами и редкими домами, стоявшими в тени высоких вязов. Свидетелями этого необычайного концерта были ребятишки, жадно ловившие краски вышивок и звуки голосов, улетающих далеко за высокие вязы. Жители села жались к хатам, не решаясь подойти поближе, словно каждый боялся разрушить красоту, созданную прошлым и настоящим. Несколько свадебных песен хор спел, проходя по селу. Всякий раз, когда песня должна была кончиться, певцы останавливались, собирались плотной группой, и четко звучали заключительные слова песни. А свадьбы в селе Фащеватом до сих пор играют по-старинному. Только поют на свадьбах не девушки, как раньше, а женщины постарше. На торжество певицы достают из сундуков старинный праздничный наряд: одна в таком платье на девичники бегала, а другой вместе с дорогими сердцу вещами передала мать или бабушка. Яркая шерстяная юбка, длинная, широкая, ослепительной белизны полотняная блузка, расшитая красной или черной вышивкой. По вышивке судили люди, какая девушка работница, рукодельница. Наш спутник, работник Белгородского дома народного творчества Михаил Акимович Маматов, разглаживая рукой небольшой кусок выцветшей материи, возбужденно говорил: «Подумать только, вот этим вытирали пыль. Наверное, в прошлом веке вышивали». Мы увидели вышивку с орнаментом. Маматов бережно ее свернул. Великое множество свадебных песен знают фащеватовские певицы. И каждой песне — свое место на свадебном пиру. Величальные свадебные поют обычно только женщины. Одна группа ведет основной напев, или, как здесь говорят, «рассказывает» песню, другая — подхватывает припев «лели-лели». Оба напева сталкиваются и сливаются в песне. Мы уезжали вместе с Маматовым. Давно уже скрылись и белые хаты и высокие вязы, но в памяти звучали песни села Фащеватого — старые песни на старый лад, которые вы услышите на 9-й звуковой странице. Л. ЯШИНА, Л. ЛАЗАРЕВ Село Фащеватое, Белгородская область Журнал Кругозор, №9, 1971г. http://www.krugozor-kolobok.ru/
Источник: http://www.perunica.ru/miusik/folk/6559-hor-sela-foschevatovo-belgorodskoy-obl-krugozor-9-1971g.html
 
Больше-Быково село — там поют весело! Село это, Больше-Быково, в Белгородской области. А Белгородщина славится красивыми старинными песнями, плясками. Отсюда, с южного края России, идут деревенские ансамбли, чтобы попеть, поплясать на радость зрителям московским, ленинградским, зарубежным. Любят белгородцев на телевидении, радио. Редакторы, режиссеры знают: эти выступят ярко, артистично, весело! Однако это все-таки взгляд, так сказать, в целом на песенное мастерство жителей области. Если же приглядеться, то можно увидеть: в разных селах здесь «играют песни» по-разному. В Афанасьевке например, это делают ярко, весело — вспомним неудержимую песню-пляску «Эх ты, Порушка-Параня», которая в обработке челябинского ансамбля «Ариэль» долгое время была популярна в дискотеках. А вот в Глуховке, соседней с Афанасьевкой, поют с потаенной могучей энергией, будто тяжелые волны накатывают. Музыка села Подсереднего опять-таки иная — здесь все огонь, взрыв. В Больше-Быкове — своя стать, понятно. «Пение большебыковцев отличает фантастическая, завораживающая витиеватость голосов,—отмечают московские фольклористы В. Медведева и А. Иванов, уже много лет исследующие народные музыкальные традиции Белгородщины— Уж так они умеют «раскрутить» голос, расцветить напев! Получается мерцающая тончайшими оттенками звуковая ткань...» К сожалению, эта уникальная певческая культура с течением времени теряет краски: ныне ею владеют достаточно полно лишь самые старшие жители села. Состоящий из людей среднего возраста фольклорный хор Больше-Быкова—тот самый, что выезжает с концертами, — уж на что хорошо поет, а все-таки кое-какими нюансами «больше-быковского стиля» не владеет. Оно и понятно—условия сцены часто заставляют упрощать фольклорные номера, это во-первых; во-вторых, от руководителя хора многое зависит—насколько глубоко он сам постиг данную исполнительскую традицию, и есть еще в-третьих, в-четвертых... ...В Больше Быкове при том же Доме культуры, при котором состоит хор, есть еще и детский фольклорный ансамбль. Вот и подумалось — а что если «замкнуть» детей на стариков? Дети— народ сверхвосприимчивый, а главное — не скованный привычками, авторитетами, условностями, значит, и смогут перенять родную певческую традицию без всяких искажений. Конечно, начали бы с ними с песенок шуточных, игровых—тех самых, что пели в детстве прошлые поколения большебыковцев В таком деле все должно быть естественно, как естествен сам фольклор. Б. СОКОЛОВСКИЙ На седьмой звуковой странице представлено белгородское село Больше-Быково, поющее, раздумывающее в песне... А «поведёт» вас по деревенской улице фольклорист Анатолий Иванов. Журнал Кругозор 1985г. № 9

Источник: http://www.perunica.ru